http://www.snsz.ru/wp-content/uploads/2016/05/image.png
фото: snsz.ru

В Рамках X Петербургского Международного Инновационного Форума был спущен на воду пассажирский катамаран, корпус которого выполнен из композитных материалов с применением углеродных тканей портфельной компании РОСНАНО «Препрег-СКМ»

Построенный на Средне-Невском судостроительном заводе, катамаран проекта 23290 стал первым инновационным продуктом сотрудничества Объединенной судостроительной корпорации и РОСНАНО, не имеющим аналогов в России.

Новый российский катамаран из углепластика длиной в 26 метров, вместимостью 150 человек, предназначен для перевозок пассажиров на расстояние до 1000 км не только по рекам, но и в прибрежной морской зоне (судно может эксплуатироваться при волнении моря до 4 баллов без снижения скоростных характеристик). Эксплуатационная скорость судна составляет около 26,0 узлов (максимальная — 29,5), осадка — до 1,5 метров.

Катамаран был спроектирован специально для развозки туристов с больших круизных лайнеров, прибывающих в Морской порт Петербурга. Низкая надстройка позволяет ему проходить под мостами Невы в любое время суток.

Сегодня многие судовладельцы в основном работают по программам переоборудования и модернизации своих судов. Однако это не решает главную проблему: отечественный пассажирский флот морально и физически устарел, не отвечает современным требованиям безопасности мореплавания и в ближайшие годы подлежит массовому списанию.

В связи с чем в этом сегменте рынка сложилась благоприятная ситуация для судостроителей — запрос на развитие и создание пассажирского флота нового поколения. Применение композитных материалов в судостроении позволяет строить более надежные и экономичные в эксплуатации суда. По комплексу конструкционных свойств полимерные композиционные материалы превосходят традиционные стали, алюминиевые и титановые сплавы.

Применение композита в данном проекте позволило улучшить ударную прочность конструкции на 20–30%, усталостную прочность — на 50–200%. Кроме того, композитные корпуса значительно легче металлических, что позитивно сказывается на расходе энергии и потреблении топлива, и не подвержены коррозии. Благодаря использованию композитного материала достигается снижение веса на 10–30%.

«Применение углепластика в судостроении — это колоссальный технологический прорыв. Когда-то российское и мировое судостроение прошло великий технологический переход: от дерева на металл. Сейчас на наших глазах начинается второй: от металла к нанокомпозитам. Уверен, что вслед за первым построенным судном, которое работает на Неве, можно говорить о серии. Точнее, разных сериях — прогулочных, рыболовецких, круизных. Мы находимся на старте потенциально мощного технологического процесса, в основе которого, и это очень важно, российский материал, российские технологии и российское судостроение», — отметил Председатель Правления УК «РОСНАНО» Анатолий Чубайс.