http://se.uploads.ru/t/riw3u.jpg
фото: stolica.onego.ru

Постановление от 25 февраля 2015 года №165. Позволит обеспечить нормативно-правовую основу для перехода начиная с 2015 года на применение механизма государственного заказа в рамках организации субъектами Федерации транспортного обслуживания населения в пригородном железнодорожном сообщении.

Подготовлено Минэкономразвития во исполнение пункта 8 плана мероприятий по реализации Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом (утверждена распоряжением Правительства от 19 мая 2014 года №857-р, далее – Концепция).

Постановлением Правительства от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее – постановление №239) субъекты Федерации были наделены правом государственного ценового регулирования пригородных пассажирских перевозок. Это создавало предпосылки для уклонения ряда регионов от выполнения функций по заключению соответствующего договора с пригородной пассажирской компанией, определению экономически обоснованного уровня тарифа на оказываемые компанией услуги, полной компенсации потерь в доходах перевозчика, возникающих в результате установления тарифов для населения ниже экономически обоснованного уровня.

Для устранения этих недостатков, а также для создания условий для внедрения новых принципов организации, регулирования и финансирования пригородного железнодорожного сообщения, предусмотренных Концепцией, подписанным постановлением внесены изменения в постановление №239. Пригородные пассажирские перевозки исключены из перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Одновременно этот вид деятельности внесён в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации.

При этом сохраняется предусмотренная постановлением №239 оговорка об обязательной компенсации за счёт средств соответствующего бюджета Российской Федерации возникающих в результате государственного ценового регулирования потерь в доходах пригородных перевозчиков.

Компенсации должны подлежать именно потери в доходах пригородной пассажирской компании, рассчитываемые как разница между доходами, фактически полученными перевозчиком от перевозок по тарифам, установленным для расчётов с населением, и доходами, которые перевозчик получил бы в случае перевозки по экономически обоснованному тарифу. В состав экономически обоснованного уровня тарифов помимо экономически обоснованных затрат включаются целевая норма рентабельности деятельности перевозчика и инвестиционная составляющая, размеры которых определяются органом государственного регулирования субъекта Федерации с учётом одобренных регионом объёмов инвестиционных расходов перевозчика и уровня доступности перевозок для населения. Таким образом, компенсация потерь в доходах позволит перевозчикам формировать объём инвестиционных ресурсов, необходимый для реализации согласованной с регионами программы капитальных вложений.

В то же время компенсация только возникающих в результате государственного ценового регулирования убытков (разница между фактическими доходами от перевозок и себестоимостью перевозок) не позволит перевозчикам аккумулировать необходимый объём инвестиционных ресурсов, позволяющий реализовать программы капитального ремонта и обновления задействованных при пригородных пассажирских перевозках основных фондов.

Внесение соответствующих изменений в постановление №239 не будет основанием для отказа в применении общих подходов к принятию решений о целесообразности введения, изменения или прекращения государственного регулирования деятельности пригородных перевозчиков, предусматривающих отказ от государственного регулирования в случае наличия конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Принятое решение позволит обеспечить нормативно-правовую основу для перехода начиная с 2015 года на применение механизма государственного заказа в рамках организации субъектами Федерации транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении.