http://sdelanounas.ru/i/c/2/c2RlbGFub3VuYXMucnUvdXBsb2Fkcy8yLzgvMjg1MTM4MDc5MDQxMi5qcGVnP19faWQ9NDE2MDk=.jpg
фото: Sdelanounas.complexdoc.ru

Идея объединения предприятий легкой промышленности региона в кластер возникла на позитивном фоне: по итогам 2015 года отмечен рост объемов производства в текстильной и швейной промышленности – на 13,7%, в производстве кожи, изделий из нее и обуви – около 1%. Однако, несмотря на рост, дальнейшее развитие легкой промышленности Южного Урала под большим вопросом: рентабельность в отрасли редко превышает 2–3%.

«Проблема в том, что до сих пор зачастую приходится закупать импортную фурнитуру, хотя порой соседи, буквально «за забором», производят ничуть не хуже и гораздо дешевле», – говорит директор одного из местных предприятий Сергей Сиренко.

Так, на одной из крупнейших в России обувных фабрик, расположенной в Челябинске, изо всех сил стремятся свести на нет закупку импортных комплектующих, но полностью обойтись без них пока не могут – для модной женской обуви итальянские подошвы и фурнитура все же необходимы. Оборудование тоже в основном зарубежного производства – из Италии, Китая и Вьетнама. По словам гендиректора АО «Обувная фирма «Юничел» Владимира Денисенко, все резервы задействованы, эффективность производства высокая даже в сравнении с зарубежными аналогами, но конкурировать на равных с китайской промышленностью все равно невозможно. По мнению обувщиков, нужны заградительные меры в виде более существенных таможенных пошлин для импортной обуви. Кроме того, в мае этого года будет отменен запрет на вывоз натуральной кожи за пределы страны, из-за чего отечественные производители рискуют остаться без доступного по цене сырья, ведь экспорт станет куда более выгодным.

По словам вице-губернатора Руслана Гаттарова, легкой промышленности власти Южного Урала уделяют особое внимание, так как у этой отрасли большой потенциал. В то же время отдельной программы ее поддержки в регионе нет, то есть предприятия могут рассчитывать на получение субсидий и льготных кредитов лишь в рамках программ развития малого и среднего предпринимательства, а также по линии регионального Фонда развития промышленности.

«Для отрасли номер один по темпам роста валового внутреннего продукта – сельского хозяйства – существуют беспрецедентные меры господдержки. Легкая промышленность занимает по этому показателю вторую позицию и достойна не меньшего внимания», – считает Сергей Сиренко.

Отметим, федеральная программа поддержки предприятий легкой промышленности была утверждена в начале этого года. Более того, постановлением правительства РФ введен запрет на закупку импортной продукции легпрома для обеспечения государственных нужд, позднее – региональных и муниципальных, но участники рынка считают, что данных мер недостаточно.

По мнению областных властей, у легкой промышленности большой потенциал. В то же время отдельной программы поддержки этой отрасли в регионе нет. Чтобы отстаивать цеховые интересы более эффективно и расширить доступ к господдержке, предприятия легкой промышленности Южного Урала решили объединиться в кластер. Проект вот-вот перейдет в практическую стадию: рассматривается несколько площадок типа браунфилд для размещения небольших компаний легпрома в едином производственном комплексе. Кроме того, речь идет об открытии новых производств в индустриальном парке «Малая Сосновка», расположенном в 2 км от Челябинска. Среди них, как рассказал Сергей Сиренко, новое предприятие по производству нитей, канатов, шнуров и веревок мощностью 2,5 тыс. т в год. Инвестиции на первом этапе превысят 250 млн рублей, что позволит создать порядка 100 новых рабочих мест. Также в индустриальном парке планируется разместить текстильное и швейное производства. Одна из крупных компаний Челябинска, специализирующаяся на выпуске домашнего текстиля, заявила о намерении войти в кластер.

Как сообщил во время визита на Южный Урал заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, кластерный подход в отрасли намерены внедрить сразу в нескольких российских регионах, однако у Южного Урала есть все шансы оказаться в числе первых. Основным препятствием, блокирующим сегодня развитие легкой промышленности, он назвал ограниченный доступ к длинным дешевым кредитам.

«В отрасли появится уполномоченный банк, скорее всего, государственный, который будет кредитовать  предприятия на щадящих условиях, – пояснил статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. – Сейчас мы готовим предложения по созданию механизмов упрощенного доступа предприятий легпрома к кредитным средствам – для инвестиционных целей и пополнения оборотных средств. Разрабатывается и федеральная программа лизинга оборудования для предприятий легкой промышленности».