http://www.rostec.ru/content/cache/inner_article_watermark_black/content/files/news/US_646.jpg

Объединенная приборостроительная корпорация представила на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015 полноразмерный прототип БЛА «Чирок». Летательный аппарат может управляться в двух режимах: пилотом и дистанционно оператором с наземного пункта управления.

Особенность «Чирка» – шасси на воздушной подушке, позволяющее подниматься в воздух без привычной взлетно-посадочной полосы практически с любой поверхности, включая песок, снег и рыхлый грунт с препятствиями.

Размах крыла – 10 метров, максимальная взлетная масса – 750 кг. «Чирок» способен взять на борт до 300 кг полезной нагрузки, подняться на высоту до шести тысяч метров и преодолеть расстояние до 2500 километров.

«Уменьшенную модель «Чирка» мы представили прошлым летом на выставке «Иннопром» в Екатеринбурге, – рассказал генеральный директор Объединенной приборостроительной корпорации Александр Якунин. – Спустя год, как и обещали, мы привезли на МАКС полноразмерный образец, который сейчас находится в стадии летных испытаний».

Как отметил глава ОПК, это уникальная по мировым меркам машина, которая прекрасно характеризует возможности российских разработчиков и уровень развития беспилотных технологий в стране. Разработка носит инициативный характер, ее испытания – это долгий, кропотливый процесс. В будущем у нее, безусловно, большой потенциал с точки зрения востребованности как среди военных, так и среди гражданских заказчиков.

Главная особенность «Чирка» – нетипичная для самолета конструкция шасси и силовая установка, способная на старте поднять воздушную подушку над землей, а затем перейти в другой режим и обеспечить набор высоты.

Летательному аппарату не требуется взлетно-посадочная полоса, он может подниматься в воздух практически в любой местности, преодолевая болота, ямы, кочки, пески и т.д. Воздушная подушка изготовлена из двумерно растяжимого композиционного материала собственной разработки, который выдерживает многочисленные проколы, порезы и прострелы, сохраняя свои качества. Во время полета за счет оригинального конструктивного решения мембрана плотно облегает днище фюзеляжа, обеспечивая высокое аэродинамическое качество аппарата.

«Прототип может управляться не только в беспилотном, но и в пилотируемом режиме, – рассказал Александр Якунин. – Наличие пилота на этапе испытаний позволяет страховать летательный аппарат, в котором впервые апробируются новые технологии построения и управления БЛА такого типа. В настоящий момент в рамках программы летных испытаний ведется проверка всех систем БЛА».

По замыслу создателей «Чирок» сможет брать на борт различные целевые нагрузки. Среди военных задач, которые он сможет решать, – дальняя или ближняя разведка, радиоэлектронная борьба, электронная разведка, насыщение зон ПВО ложными целями, целеуказание системам оружия с лазерным наведением и поражение наземных целей.

Обнаружение БЛА «Чирок» радиолокационными системами затруднено, так как корпус выполнен из легких композитных материалов. Бесшумность полета обеспечивается тихими поршневыми двигателями с винтами изменяемого шага. Контроль полета и передача данных ведутся за счет двунаправленного обмена информацией с наземной станцией управления по защищенному радиоканалу.

В гражданских целях БЛА сможет осуществлять воздушную фото- и видеосъемку, контроль территорий и объектов, помощь в поисково-спасательных работах, экологический мониторинг и транспортировку грузов.

Разработку БЛА «Чирок» в составе Объединенной приборостроительной корпорации ведут концерн «Вега» и Московский научно-исследовательский радиотехнический институт (МНИРТИ).